Главная / Академия /

Домовый храм

Домовый храм Академии —
церковь Cвятой Равноапостольной царицы Елены

 

 

Известно, что почти через 2 года после начала строительства, 16 мая 1880 г., автор проекта института академик архитектуры Р.А.Гедике представил в комиссию по постройке института планы на устройство церкви, составленные им по поручению покровительницы института Великой княгини Екатерины Михайловны. Однако работы по оборудованию церкви начались лишь три года спустя, после окончания отделочных работ в главном корпусе. К 1 сентября 1883 года было завершено возведение купола, установлены и вызолочены главка и крест, а также закончена роспись стен и потолка.

 

После окончания этих работ комиссия по постройке института направила митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору ходатайство об открытии церкви. Митрополит в свою очередь обратился с соответствующим представлением в Святейший Синод, решением которого устройство церкви было санкционировано.

 

Обращает на себя внимание оперативность прохождения документов, что может быть примером для подражания и в наше время. Митрополит Исидор направил представление в синод 27 октября 1884 года, а уже 2 ноября состоялось решение синода по этому вопросу.

 

Домовый храм был назван именем святой покровительницы Великой княгини Елены Павловны — святой Равноапостольной царицы Елены. В связи с этим небезыинтересным представляется несколько строк посвятить этой выдающейся деятельнице христианской церкви.

 

Елена (вторая половина III в. — первая четверть IV в.н.э., точно годы жизни неизвестны) была женой цезаря западной части Римской империи Констанция Хлора и матерью римского императора Константина (Константина Великого), на которого оказывала значительное влияние. Она была хорошо знакома с христианством, содействовала примирению языческого Рима с христианской церковью и сама приняла христианство.

 

Уже будучи в преклонном возрасте (325 г.) она совершила знаменитое богомольное странствование в Палестину, где, по преданию, ею был "обретен" — найден — "честный крест", на котором был распят Иисус Христос и гроб, в котором он был похоронен. По ее приказанию над гробом был возведен храм и воздвигнут этот самый крест. За эти свои подвиги Елена была причислена к лику святых и приравнена к святым апостолам.

 

Отсюда было положено начало празднику Воздвижения. Это же послужило основой для учреждения Великой княгиней Еленой Павловной Крестовоздвиженской общины сестер милосердия (1854 г.)

 

Забегая вперед, следует сказать о том, что эти события получили широкое освещение в иконографии христианской церкви. В частности, им посвящены сюжеты двух икон, находящихся в восстановленном домовом храме Академии.

 

Известно, что роспись церкви выполнена известным декоратором С.И.Садиковым и была закончена к концу 1883 года. 1 сентября 1884 года был установлен двухярусный иконостас, изготовленный в мастерской И.Шредера по проекту главного архитектора института Р.А.Гедике, а через 2 месяца — 1 ноября того же года — в иконостас были поставлены образа, написанные художником Н.Д.Кузнецовым. К слову сказать, фотография иконостаса — это единственный иллюстративный документ, который удалось обнаружить при проведении углубленных архивных изысканий.

 

В июле 1884 года в звоннице были установлены 6 медных колоколов, изготовленных подрядчиком Никитиным. Известен даже вес колоколов: 15 пудов 35 фунтов (254 кг), 7 пудов 3 фунта, 3 пуда 6 фунтов, 1 пуд 18 фунтов, 33,5 фунта и 20 и 7/8 фунта.

 

В январе 1885 года установлен запрестольный образ. Некоторые объекты в церкви были выполнены в мраморе и лепке мастерами Г.Ботто и В.Д.Репиным, однако установить, что именно — до настоящего времени не удалось. Известны фамилии граждан Петербурга, которые приобрели для храма ряд церковных принадлежностей (Комаров, Жевержеев). Церковь была освящена после торжественного открытия института, состоявшегося 3 июня (21 мая ст.ст.) 1885 года в день тезоименитства Великой княгини Елены Павловны. Однако работы по благоустройству храма подолжались и после этого события.

 

Известно, что староста церкви С.А.Варгунин подарил хрустальное паникадило. В соответствии с завещанием покровительницы института Великой княгини Екатерины Михайловны церкви были переданы образа Спасителя и Божьей Матери в серебряно-вызолоченных ризах с драгоценными камнями. Есть свидетельство Н.В.Склифосовского, бывшего в то время директором института, об их получении, однако дальнейшая судьба всех этих даров неизвестна.

 

Штат церкви состоял из 3 человек. Настоятелем был протоиерей Н.Н.Сперанский, которого в 1917 году сменил протоиерей Н.Н.Писаревский; псаломщиком был Ф.В.Кудрявцев, а старостой — С.А.Варгунин и К.Л.Львов.

 

Храм функционировал до 1919 года; 25 марта 1919 года он был закрыт и через 4 года — ликвидирован. В начале 30-х годов был снесен купол, возвышавшийся над главным зданием.

В помещении храма была размещена фундаментальная библиотека института, которая находились там до 1998 года.

 

В марте 1998 года ученый совет Академии принял решение о восстановлении церкви, а в мае этого же года работа. Основные восстановительные работы проводились реставрационными мастерскими "Лазурь" (директор М.В.Ботановский) и были закончены к марту 1999 года. За это время проведена расчистка старой живописи, по образцам которой вся роспись церкви была восстановлена в первоначальном варианте. В марте этого же года был восстановлен иконостас, реставрированы ограды алтаря, святой престол и жертвенник.

 

 

В процессе подготовки реставрации проводились многочисленные консультации со специалистами по интерьерам церкви и иконописи. Если при восстановлении стен и сводов можно было пользоваться теми находками, что остались под слоями краски, (а некоторые фрагменты были нетронутыми), то данных о технике изготовления иконостаса практически не было. В распоряжении реставраторов был только его общий вид и пропорции отдельных икон.

 

Следует отметить, что, начиная с конца XVII века, с Запада в Россию распространялась практика использования в иконописи масляных красок и некоторых традиций католицизма по оформлению храмов. К концу прошлого века церкви оформлялись как с сохранением русских традиций XIV—XVI веков, так и с внесением элементов западного стиля. До настоящего времени мы можем видеть эклектику соборов Санкт-Петербурга и строгость церквей центральной и северной России, где можно найти иконы в стиле Московской, Новгородской, Псковской иконописных школ. Эволюции русской православной иконописи посвящен большой научный и художественный материал. С помощью литературы и специалистов Русского музея, Эрмитажа, Академии художеств мы подошли к тому, что необходимо принять принципиальное решение в выборе техники написания икон: традиционная — темпера на доске или академическая на — холсте.

 

Одновременно шли работы по изготовлению икон, для которых была приглашена художник Е.И.Завалий.

К моменту освящения храма ею были выполнены образа Богоматери Одигитрии в окружении святых, Спаса на троне с предстоящими богоматерью и Иоанном Предтечей, Святых Елены и Константина, архангелов Михаила и Гавриила, которые размещены в нижнем ряду иконостаса, а также иконы "Честный животворящий крест" и "Воздвижение креста". Царские врата, на которых изображено Благовещение Пресвятой Богородицы выполнены художниками Н.Г. и Н.А.Богдановыми.

 

Все представленные работы выполнены на левкасах в технике яичной темперы. В составлении колеров использованы только натуральные пигменты, аналогичные тем, которыми пользовались древнерусские иконописцы. Это киноварь, азурит, лазурит, охры, вивианит, глауконит и многие другие. Операции по золочению и выполнению ассиста (узорной золотой разделки одежд) также выполнены по традиционным древнерусским технологиям. Законченные иконы покрыты олифой, которая придает краскам яркость, а также предохраняет живопись от влияния окружающей среды. В дальнейшем предполагается написание запрестольных икон и других образов.

 

13 мая 1999 года Указом управляющего Санкт-Петербургской епархией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира настоятелем храма определен протоиерей Александр Александрович Прокофьев. Отец Александр еще до назначения на должность оказывал содействие в оснащении храма церковным оборудованием.

3 июня 1999 г. храм был освящен. В храме совершаются Божественная литургия, молебны, крещения, венчания, панихиды, отпевания.

Итак, практически в течение одного года храм был восстановлен. Этот период включает этап подготовки переезда библиотеки и книгохранилищ, реконструкцию помещений с демонтажом книжных стеллажей и промежуточных площадок хранилища, реставрацию стен и стенных росписей, изготовление иконостаса, написание основных икон и др. Напряженная работа сотрудников Академии, позволила выделить часть внебюджетных средств на воссоздание храма. Кроме этого, мы получали пожертвования наших друзей, которые снимали финансовую нагрузку при написании икон и выполнении иных работ. Делом или деньгами нам помогали десятки достойных людей.

 

Необходимо отметить, что наш Храм единственный в лечебных учреждениях, возрожденный на своем историческом месте в Санкт-Петербурге.

 

 



Поделись с друзьями

СПбМАПО Минздравсоцразвития РФ 2011